Цифровые инновации на Крайнем Севере: благо или угроза?

24 октября довелось принять участие в пленарке Дней инноваций Мурманской области.

Сам факт того, что в 2018 году основной темой мероприятия стала цифровизация, безусловно, обнадёживает и вдохновляет. На мероприятии я встретил много хороших друзей и знакомых, почувствовал, что большинство уже серьезно погрузились в digital. Ощущение понимания проблематики и погруженности в неё укрепилось после выступления Губернатора Мурманской области. Состоявшаяся на пленарке дискуссия натолкнула на довольно серьёзные размышления о том, чем же реально грозит пресловутая цифровая трансформация Мурманской области, Северу и вообще дальним окраинам.

Вообще, цифровизация – это история о том, как сделать бизнес эффективнее, а жизнь людей – лучше и комфортнее. И вот что получается в таких «нетиповых» регионах как Мурманская область.

Что означает «сделать бизнес эффективнее»? Если «вылить воду», это будет означать: 1. Нарастить выручку. 2. Порезать cost-ы. Ну и попутно всё это сделать «прозрачно-цифровым», чтобы было легче управлять, а лучше управлялось само. Теперь посмотрим на «Севера». Первое, что понимает бизнес – заниматься чем-то здесь очень дорого: тут тебе и отопление, и освещение всего и вся, и своеобразная логистика, и особые требования безопасности, и самое главное – очень-очень дорогой труд людей (РК, ПН, доп.отпуска, оплата проезда и т.д.). Ну и следует совершенно здравый вывод – по максимуму оцифровать, автоматизировать всё, что связано с людским трудом. Так появляются решения по безлюдным карьерам, дистанционному бурению, телеуправляемым фабрикам. Резко сокращается количество людей, работающих в тяжёлых и экстремальных условиях. Цифровая трансформация во всей красе!

Цифровизация – это серьёзная угроза для экономики Мурманской области

Каковы в этом случае последствия для региона? Они как раз совсем не позитивны. Во-первых, сокращаются рабочие места, и, как следствие, уезжает экономически активное население, «увозя с собой» НДФЛ. Во-вторых, в конечном продукте всё большую долю занимает стоимость «интеллектуального продукта» – цифровой платформы или технологии. При этом бенефициаром работы этой цифровой платформы в большинстве случаев является не местная компания – и здесь тоже проявляется отток доходов из области.

Казалось бы, в выигрыше могут оказаться региональные ИТ-предприятия. Но и здесь всё довольно безрадостно. Основные затраты в «цифровой отрасли» – это всё, что связано с человеческим капиталом: характерна картина, когда фонд оплаты труда составляет от 60 до 80% всех расходов. Мурманские компании попадают в ловушку северного удорожания – один и тот же специалист обходится в области на 20-30% дороже, чем в центре России. Доходная сторона бизнеса тоже не очень привлекательна – региональный рынок мал, а на внешних рынках конкурировать крайне сложно из-за факторов, указанных выше. И здесь у ИТ-компании из Мурманской области два выхода: или пытаться конкурировать с «неместными», срезая «под ноль» маржу, или выводить значительную часть бизнеса (неважно, в режиме инсорса или аутсорса) за пределы области. В обоих случаях особой пользы регион не получает: ни в виде роста налогов, ни в виде роста ИТ-компетенций.

Таким образом, цифровизация – это серьёзная угроза для экономики Мурманской области, всех регионов с неблагоприятными природно-климатическими условиями, а также для большинства отдалённых регионов.

Но так ли всё плохо и безнадёжно?

Угроза будет становиться всё более реальной, если Мурманская область и другие «нетиповые регионы» не определят стратегически свою роль и поведение в условиях глобальной цифровизации. Начать, конечно, стоит, с довольно обычных мероприятий – SWOT-анализа, проведения форсайта по цифровому будущему региона с привлечением экспертов в этой отрасли и максимально – регионального ИТ-бизнеса.

Чёткое определение направлений цифровой трансформации с максимальным учётом региональной специфики позволит регионам успешно справиться с вызовами цифровой экономики и относительно безболезненно перейти к новому типу социально-экономического развития

Если этого не сделать, то силы будут распыляться на поддержку неэффективных в случае Мурманской области направлений. Приведу пример такого направления.


Несколько раз сталкивался с проектами создания в регионе дата-центров (в последнее время, в том числе, и майнинг-ферм). И есть факторы, которые, вроде бы говорят «за» размещение таких мощностей в Мурманской области:

  • низкая средняя температура воздуха, которая позволяет сильно снизить затраты на охлаждение оборудования ЦОДа (охлаждение – одна из наиболее существенных статей затрат);
  • дешёвая электроэнергия (тарифы – одни из самых низких в России);
  • особенность геоморфологии Кольского полуострова, позволяющая значительно снизить затраты на пылезащиту (низкая пыльность горных пород).

Но «гладко было на бумаге». По факту оказывается, что:

  • одним из важнейших факторов расположения современных дата-центров остаётся их близость к «массовому клиенту»: collocation – основной вариант использования ЦОДов;
  • снижение операционных расходов – это хорошо, но что делать с тем фактом, что CAPEXы в виде амортизации составляют львиную долю себестоимости услуг дата-центра? (это объясняется необходимостью частой замены и апгрейда оборудования);
  • другие статьи затрат, не являясь определяющими, всё же выше, чем в других регионах (это касается, в первую очередь, затрат на оплату труда).

Вот и получается, что несмотря на уменьшение определённых видов затрат, бизнес-модель «северного ЦОДа» не является настолько привлекательной, чтобы за ней выстроилась очередь из инвесторов.

Мне могут возразить, что очень выгодными проектами для Кольского полуострова может стать расположение майнинг-ферм. Наверное, да. Но вот опыт реального взаимодействия Корпорации развития Мурманской области по таким проектам показывает, что в создание майнинг-ферм зачастую вкладываются сомнительные, токсичные инвесторы. И, как правило, при таком инвестировании область не получит ничего позитивного, кроме небольшого увеличения загрузки энергогенерирующих мощностей. В негативе – убитая инфраструктура «последней мили», непонятное влияние майнинг-бизнеса на процессы диспетчерского управления электросетями, абсолютная закрытость и неконтролируемость бизнеса, практически нулевые налоговые отчисления в региональный бюджет.


Как раз правильная региональная стратегия цифровой трансформации и позволяет определить те направления, по которым целенаправленная работа может дать наибольший эффект.

На мой взгляд, успешность Мурманской области в изменяющихся условиях будет определяться развитием нескольких направлений в области цифровизации:

1. Мурманская область может стать прекрасным полигоном для обкатки самых разнообразных цифровых технологий

В эту пользу говорит уникальное сочетание многих факторов:

  • Мурманская область – это настоящая Арктика со всеми присущими ей видами «экстрима».
  • Кольское Заполярье обладает исключительным разнообразием условий (и не только природно-климатических). Это, с одной стороны, самый густонаселённый арктический регион мира и один из самых урбанизированных регионов России, а с другой – регион, где имеются территории с нулевой плотностью населения и населённые пункты без сухопутного транспортного сообщения. Ну а про уникальные природно-климатические условия – лишь несколько фактов: огромное разнообразие природных зон (горы, тундра, лесотундра, тайга и даже самая северная в мире песчаная пустыня), незамерзающее море на севере и трескучие морозы до -45 градусов в центре и на юге полуострова, полярная ночь и полярный день, интересные геофизические явления (самое известное – полярное сияние).
  • Область – самый близкий к основным экономическим центрам России полностью арктический регион. Расстояние по прямой до Санкт-Петербурга – чуть больше 1000 км.
  • Сохраняющийся мощный научно-производственный потенциал. Например, в Мурманской области работает единственный в Арктике Кольский научный центр Российской академии наук. Наличие таких компаний как 17 bullets (самое северное подразделение всемирно известной Game Insight) подтверждает и наличие в регионе серьезных ИТ-компетенций.

2. ИТ-компании Мурманской области могут специализироваться на решениях, заточенных на региональную специфику

Нишей местных ИТ-компаний может стать как создание узконаправленных, нишевых решений, заточенных под региональную специфику, так и адаптация и сопровождение тиражных цифровых платформ, созданных крупными разработчиками. Действительно, хорошее решение для расчёта заработной платы экипажей рыболовецких судов с большей вероятностью разработает мурманская компания, чем, например, компания с Урала.

3. Цифровизация должна сделать жизнь северян комфортнее

Говоря о цифровизации, стоит вспомнить о главном – о том, что она призвана сделать жизнь людей лучше и комфортнее. Комфорт жизненного пространства, качество социальной инфраструктуры особенно важны для северян, вынужденных приспосабливаться к тяжёлым условиям Заполярья. И в этом случае цифровые решения для здравоохранения, образования, социальной сферы, ЖКХ могут значительно повысить качество жизни. Важнейшим фактором здесь является эффективное цифровое взаимодействие государства и граждан, направленное на решение различных проблем в указанных областях, на основе соответствующих цифровых платформ класса «Открытый регион».

Подводя итог размышлений, можно сказать следующее:

  • Мурманская область, равно как и другие северные и окраинные регионы, имеет мало перспектив для того, чтобы стать одним из центров цифровизации;
  • чёткое определение направлений цифровой трансформации с максимальным учетом региональной специфики позволит Мурманской области и другим «нетиповым» регионам успешно справиться с вызовами цифровой экономики и максимально безболезненно перейти к новому типу социально-экономического развития.
Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Записи созданы 2

Один комментарий к “Цифровые инновации на Крайнем Севере: благо или угроза?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх